Nabucco стал единственным потенциальным проектом поставки азербайджанского газа в Центральную Европу

Количество трубопроводных проектов — потенциальных претендентов на поставку азербайджанского газа в Европу продолжает сокращаться. Решение, объявленное сегодня о выборе газопровода Nabucco West в качестве потенциального поставщика азербайджанского газа в Центральную Европу, является тому подтверждением. Как и было заявлено ранее, окончательное решение по выбору маршрута поставки азербайджанского газа в Европу будет вынесено в 2013 году.

Таким образом, сегодня осталось только два проекта (ранее из борьбы выбыли ITGI и SEEP, предложенный BP), которые борются между собой за возможность поставлять газ из Азербайджана в Европу — это Nabucco West и Трансадриатический газопровод (TAP).

Из всех событий, происходящих в последние годы вокруг вопроса транспортировки каспийского газа в Европу, можно вынести некоторые предположения относительно дальнейшего выбора маршрута поставки газа партнерами по проекту "Шах Дениз".

Фактически участники разработки одного, пусть и крупнейшего, газового месторождения на Каспии определяют сегодня будущее направление экспорта большого каспийского газа в Европу.

Показательным в этом вопросе является подписанное на текущей неделе соглашение по газопроводу TANAP между Азербайджаном и Турцией. На первом этапе этот газопровод будет транспортировать около 16 миллиардов кубических метров газа (шесть миллиардов кубических метров — для Турции и десять миллиардов кубических метров — для Европы), что соответствует объемам второй стадии разработки месторождения "Шах Дениз". Однако в последующем его пропускная способность будет расширена до 31 миллиарда кубических метров в год, что почти вдвое превышает возможности "Шах Дениз — 2". Этот объем будет обеспечен за счет других месторождений азербайджанской части Каспия, а в перспективе и за счет туркменского газа.

Таким образом, будущий трубопроводный маршрут должен иметь способность транспортировать минимум 31 миллиард кубических метров газа, что соответствует ранее заявленным показателям газопровода Nabucco (в его первоначальной концепции). Еще одним преимуществом этого газопровода является политическая поддержка Европейского союза.

Не секрет, что каспийский газ нужен Европе, прежде всего, для обеспечения энергобезопасности своих южных и восточных участников, которые стали членами союза относительно недавно. Именно страны этого региона наиболее зависимы от российского газа, а соответственно и экономического и политического влияния Москвы, тем более что многие из них раньше были членами социалистического блока.

Именно эти страны больше всего страдают от прекращения поставок российского газа. В этом свете показательным является желание "старой" Европы позаботиться о новых членах союза. Для реализации этих целей, конечно же, больше всего подходит Nabucco, нежели TAP, который предполагает поставки газа в относительно благополучные Италию и страны Западной Европы.

Однако у Nabucco были и свои недостатки. Во-первых, это касается стоимости газопровода, которая до настоящего времени так и не была оглашена. Если ранее она прогнозировалась на уровне 7,9 миллиарда евро, то сегодня однозначно можно сказать что она будет выше. Во-вторых, это пропускная способность газопровода. При наличии десяти миллиардов кубических метров газа для Европы партнерам по "Шах Дениз" пришлось бы оплачивать незаполненные мощности трубы.

Именно в этот момент на арену вышел проект SEEP (газопровод Юго-Восточная Европа), предложенный BP, которая является одним из крупнейших акционеров "Шах Дениз".

С появлением этого проекта, а также началом работы по оценке других маршрутов Nabucco стал более "сговорчивым", а также стал проявлять большую гибкость. В первую очередь, маршрут этого газопровода был значительно сокращен. Если ранее предполагалось строительство гигантского газопровода протяженностью 3900 километров, до турецко-грузинской и турецко-иракской границ, то в новой концепции — Nabucco West он сократился до 1300 километров от турецко-болгарской границы до австрийского Баумгартена. Значительные изменения претерпела и пропускная способность газопровода, которая была снижена с 31 миллиарда кубических метров до 20 миллиардов.

Возможно, в будущем, с увеличением объемов поставок каспийского газа на европейский рынок, для его транспортировки будет задействовано несколько трубопроводных маршрутов. Это, прежде всего, соответствует политике диверсификации, что является ключевым аспектом экономической эффективности и энергетической безопасности. Однако сегодня на повестке дня стоит только один маршрут, от которого партнеры по "Шах Дениз" намерены получить максимально выгодные условия.

Сегодня переговоры и оценку маршрутов проводит группа, состоящая из четырех акционеров "Шах Дениз", возглавляемая SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана), имеющей долгосрочный интерес в Центральной Европе. Наличие собственного газа на этом рынке откроет перед Госнефтекомпанией серьезные перспективы в этом регионе, тем более что SOCAR, как и другие партнеры, намерена осуществлять контроль на всем маршруте следования газа. Сегодня компания является акционером Южнокавказского газопровода, намерена оставить за собой контроль в TANAP и приобрести долю в проекте, который будет выбран для поставки газа в Европу.

Проект газопровода Nabucco предполагает поставки газа из Каспийского региона и с Ближнего Востока в страны ЕС. Акционерами проекта являются австрийская OMV, венгерская FGSZ, болгарский энергетический холдинг, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE.

TAP, как и Nabucco является одним из проектов "Южного газового коридора", который призван транспортировать газ через Грецию и Албанию и через Адриатическое море на юг Италии и далее в Западную Европу. Акционерами ТАР являются швейцарская EGL (42,5 процента), норвежская Statoil (42,5 процента) и немецкая E.ON Ruhrgas (15 процентов). Предполагается, что общая протяженность TAP составит примерно 800 километров. Первоначальная мощность трубопровода — 10 миллиардов кубометров в год, с возможностью расширения до 20 миллиардов кубических метров в год.

Контракт на разработку морского месторождения "Шах Дениз" (общий объем запасов 1,2 трлн. кубометров газа) был подписан 4 июня 1996 года.
Участниками соглашения являются: BP (оператор) — 25,5 процента, Statoil — 25,5 процент, NICO — 10 процентов, Total — 10 процентов, Lukoil — 10 процентов, TPAO — 9 процентов, SOCAR — 10 процентов.

 

Тренд.az