Сжиженный газ — перспективное автомобильное топливо

Доля сжиженного газа в общем объеме потребления автомобильных топлив достигла почти 10%. Его сравнительно низкая цена и экономичность позволяют говорить, что нынешний показатель — далеко не предел.

Кризисные явления, рост цен на бензин и ряд других факторов подталкивают украинцев к переходу на более экономичное автомобильное топливо — сжиженный газ (LPG). По прогнозам "Консалтинговой группы А-95", баланс LPG в Украине по итогам 2010 года составит более 800 тыс. тонн, что на 9,5% больше, чем показатель предыдущего года. Из данного объема немногим более 70 тыс. тонн используется населением для отопления и приготовления пищи, остальные 730 тыс. тонн идут на заправку автомобилей. Таким образом, сжиженный газ уже составляет 9,4% национального розничного рынка моторных топлив.

"Рынок сжиженного газа является более устойчивым к кризисным процессам в экономике, чем рынок высокооктанового бензина, и следовательно, имеет большие инвестиционные преимущества", — объясняет Дмитрий Кулик, директор компании "Параллель" (эксплуатирует 76 АЗС на востоке Украины). Так, компания уже эксплуатирует 32 газовые колонки на своих АЗК на востоке Украины, и в перспективе планирует установить еще 15-25 модулей. Серьезные планы по расширению газового звена имеет также сеть WOG. В ее планах до конца года увеличить количество автомобильных газозаправочных пунктов до 97, а в 2011-м — еще на 30 объектов. Сеть "ОККО" до конца текущего года намерена расширить сеть газовых колонок до 121 единицы.

Бурный рост рынка сказался на изменении структуры поставок газа в Украину. Долгое время украинская отрасль LPG была экспортно ориентированной, так как газ производился в избытке. Однако на фоне растущего спроса на сжиженный газ внутреннее производство демонстрирует падение объемов. 2010 год стал переломным: стагнация внутреннего производства и другие факторы спровоцировали поток импорта в страну. За 10 месяцев 2010-го в Украину было завезено более 150 тыс. тонн газа, что сопоставимо с объемом импорта за последние три года.

Основные составляющие успеха LPG — дорожающий бензин и совершенствование технологий газобаллонного оборудования (ГБО), применяемого в автомобилях. Почти весь 2010 год цена на пропан-бутан была крайне привлекательной для потребителя и составляла не больше половины стоимости бензина А-95, как, впрочем, и в другие годы. "Но если раньше эти 50% выражались в 2,5-3 грн. за литр, то сегодня это свыше 4 грн. В то же время стоимость переоборудования не показывает таких темпов роста, что создает дополнительные преимущества", — говорит президент Ассоциации сжиженного газа Сергей Пивень.

В то же время эффективность газобаллонного оборудования, наоборот, растет. Ранее главными проблемами перевода автотранспорта на газ традиционно считались потеря мощности и увеличение "аппетита" автомобиля. Однако сейчас ситуация меняется. "Установка нового оборудования минимально увеличивает потребление пропан-бутана и при грамотной настройке практически не снижает мощности двигателя при работе на пропан-бутане", — поясняет директор киевской компании "Газовик" Олег Глобенко.

Еще один фактор популярности LPG — рост качества самого газа. По словам газотрейдеров, потребители уже готовы платить больше за более качественный продукт. Ответом на такие вызовы стало появление в некоторых сетях премиальных марок газа. Сегодня фирменный LPG есть на газозаправочной сети компании "Надежда" в Полтавской области, а также в столичной сети TollGas. А известная сеть АЗС Shell, которая четыре года готовилась к выходу на рынок LPG, даже не включала в ассортимент обыкновенный газ , заполнив все свои газовые станции премиальным Shell PowerGas.

По словам газовиков, сегодня есть все условия для дальнейшего развития рынка. Но главным из них является сохранение стоимости газа на уровне не более 50% от цены А-95. Только так можно обеспечить прирост потребителей, уверены операторы. "Для человека, установившего газобаллонное оборудование, будет выгодно заправляться газом, даже если цена составит 6 грн. Это ведь все равно дешевле, чем 8,10 грн. за литр "девяносто пятого", — утверждает директор полтавской компании "Автотранс" Сергей Михайлик. — Но в таких условиях теряется перспектива появления новых потребителей газа. А этого допускать нельзя".

Очевидно, что ударить по популярности газа не удастся даже введением акциза в размере 40 евро за тонну топлива с 2011 года. Напомним, увеличение налоговой нагрузки на бензин составит 50 евро за тонну. При сегодняшних условиях это будет означать рост цен на бензин на 50 коп. за литр при вдвое меньшем удорожании более легкого газа. Кроме того, ценовой отрыв может увеличиться за счет введения импортных пошлин на светлые нефтепродукты, что прибавит к стоимости бензина еще около 1 грн. за литр.

Каков же потенциал этого рынка? Опыт Польши, Италии, Литвы и других стран, где активно используется пропан-бутан в качестве моторного топлива, показывает, что LPG может занимать до 30% всего баланса моторных топлив. Это в переводе на Украину означает около 3 млн. тонн. На данный момент, учитывая неизбежное повышение цен на бензин, можно предположить, что в следующем году темпы роста рынка LPG могут сохраняться на уровне 2010 года.

"E-Finance"