Гадание на нефтяной гуще

 

На этой неделе проходит первый раунд обсуждения Международного соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа между Казахстаном, Россией и Беларусью в рамках формирования Единого экономического пространства. Свои прогнозы относительно стоимости бензина на внутреннем рынке, его качестве и дальнейших планах развития в условиях Таможенного союза (ТС) в интервью Profinance.kz рассказал генеральный директор АО Торговый дом КазМунайГаз (ТД КМГ) Данияр Берлибаев. 

— На Ваш взгляд, как отразится разность цен на бензин между российским и казахстанским рынками на фоне полноценного функционирования Таможенного союза?

— Сам рынок ГСМ, как правило, дифференцируется на переработку и оптово- розничную реализацию. Что касается переработки. Сейчас мы (ТД КМГ.- прим. Business Resource) владеем 100%-м пакетом акций Атырауского и Павлодарского нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Плюс 50% долей в ТОО ПетроКазахстан Ойл Продактс (ПКОП) (Шымкентский НПЗ). То есть с точки зрения рынка являемся монополистами в сфере нефтепереработки.

С реализацией ситуация противоположная. Поскольку здесь рынок более либерализованный, наша доля составляет всего 20% или порядка 250 АЗС под брендом КазМунайГаз. С декабря прошлого года мы вместе с министерством энергетики и минеральных ресурсов (ныне расформировано.- прим. Business Resource) контролируем процесс ценообразования.

Стабилизация, как вы знаете, произошла за счет установления предельной розничной цены, сверх которой продавать было просто невозможно. Тем самым мы зарегулировали маржу торговцев, что стало таким бэнчмаркингом для лишних посредников рынка, которые собственно и покинули его.

Однако сегодня основным фактором, толкающим цены к росту, является импортозависимость Казахстана от российской нефти. И с созданием ТС есть большая вероятность их роста до близких к российскому уровню. Если продукт, который в Казахстане в дефиците и уступает российскому аналогу в цене, то естественно он может просто перетечь в Россию. Поэтому этот фактор будет оказывать серьезное давление на стоимость нефтепродуктов. Думаю, здесь со стороны государства необходимо обдумать меры, в том числе и административные, для предотвращения оттока ГСМ. Однако резкого подъема не ожидается, поскольку соответствующие запасы топлива нами были сделаны. Сейчас цены на нефть на мировых рынках растут, поэтому некая корректировка цен все-таки должна произойти. Но отмечу, что рост полностью будет обоснован внешними факторами.

— Скажите, насколько выгодно в условиях ТС будет заниматься переработкой и реализацией нефтепродуктов в Казахстане?

— В любом случае это высокорентабельный бизнес. Никто во вред себе работать не будет. Даже с нынешним уровнем цен это достаточно прибыльное дело. Все зависит от схемы поставок сырья, переработки и реализации. И здесь ТС может сыграть роль стабилизатора цен.

Сегодня в Казахстане внутреннее потребление составляет примерно 14 млн.тонн, которые мы покрываем и этого вполне достаточно. Нам не хватает лишь глубины. Но к 2014 году мы решим и эту проблему, доведя коэффициент переработки на отечественных НПЗ до 80-90%. Основной крен будет направлен в сторону увеличения производства светлых нефтепродуктов. Сейчас идет дискуссия относительно технологий: либо каталитический крекинг, либо гидрокрекинг. Но это больше технический вопрос. Также мы планируем сократить долю мазута в структуре производства с 40% до 3%.

— Казахстанские автовладельцы вот уже который год жалуются на низкое качество бензина. Что предпринимается вами, как главными производителями топлива, в этом направлении?

— Говорить, что мы производим некачественное топливо нельзя. Необходимо лишь поднять стандарты. С этого года принят стандарт EURO 2, который мы до конца этого года уже будем производить. В планах к 2014 году соответствовать европейским стандартам качества. Кроме того, сейчас особый уклон будет делаться на производство качественного дизельного топлива. На носу, как известно, строительство масштабного транспортного коридора Западный Китай Западная Европа. В связи с чем, спрос на этот вид топлива будет только расти и расти. Плюс дизель экономичнее бензина, и у потребителя появиться выбор между дорогим высокооктановым бензином и качественным дизтопливом, отвечающим мировым стандартам как по температуре, так и по выбросам.

Кроме того, благодаря строительству автомагистрали, планируется полностью перейти на производство отечественных дорожных битумов. Сегодня битумы потребляются на уровне 600 тыс.тонн в год. В основном это импорт из России, Китая и Ирана. Сейчас идет реконструкция Павлодарского НПЗ, который к 2011 году будет производить до 200 тыс.тонн битума. Также, КазМунайГаз совместно с китайской компанией CITIK начали строительство битумного завода в Западном Казахстане на базе нефтянного месторождения Каражанбас. Проект планируется реализовать уже к следующему году. Таким образом, потребности в дорожном битуме будут полностью закрыты. Что касается качества то министерством транспорта и коммуникаций уже утверждены высокие стандарты с учетом климатических особенностей Казахстана.

— Общее пространство по контуру ТС дает Казахстану выход на европейский рынок. Рассматриваете ли вы варианты поставки казахстанской нефти на белорусские НПЗ, и его дальнейшей реализации в Европе?

— Что касается казахстанско-белорусского сотрудничества, то сейчас рассматриваются и прорабатываются эти варианты. Определяющим в выборе маршрута будет маржа. Насколько известно, мы владеем двумя заводами в Европе через румынский нефтяной актив The Rompetrol, куда поставляем танкерами через Новороссийск казахстанскую нефть. Там она перерабатывается и реализуется в таких странах, как Испания, Франция, Болгария, Грузия, Украина и т.д. То есть география достаточно широкая, а розничная сеть насчитывает около 9 тыс. АЗС. Основной нашей задачей в западном направлении является сосредоточение усилий на, что называется пистолете, поскольку это очень выгодно для нас. А на ближайшую перспективу мы планируем увеличить рыночную долю в Румынии до 30%.

Справка ТД КМГ — дочерняя компания АО КазМунайГаз, основной функцией которой является операции по экспорту/импорту нефти, газа и продуктов их переработки, а также оптово-розничная реализацию нефтепродуктов в Казахстане.

Арман Джакуб, специально для

Profinance.kz