Приподнимая угольную завесу

Cтратегическое направление

Недавно мой знакомый вернулся из командировки на Британские острова.

— То, что я увидел на шахтах Северной Англии, поразило и опечалило, — сказал он при встрече. — Поразил их уровень подземного производства и стало нестерпимо горько оттого, что творится нынче в отечественном углепроме…

Да, ситуация в нашей стратегической отрасли настолько тяжела, что требует чрезвычайных мер и особого внимания. Потому и продолжаем сегодня начатый на прошлой неделе разговор об украинском угле.

«Спецовочная» катастрофа

У АНГЛИЧАН тоже немало проблем. Но шахта, о которой рассказал мой приятель, выдает за год более миллиона тонн угля, хотя работают здесь всего два очистных забоя. И зарабатывает их шахтер в пересчете на гривны 60 тысяч в месяц (наш — три-четыре, в лучшем случае, пять тысяч). Многие цены там выше украинских, однако на работу на велосипедах никто не ездит: “мерседесы” и “фольксвагены” шахтерские семьи меняют каждые три-четыре года…

А у нас? Достаточно побывать на любой шахте и лишь взглянуть на “гвардию труда”, бредущую к стволу. Нормальной, необходимой для работы на опасном производстве спецовки, здесь ни на ком не увидишь. Вместо нее — старые свитера, рубахи, кофты и даже рваные демисезонные пальто. Вместо брюк — некое подобие шортов с дырами и “бахромой” по краям. А вместо сапог — кроссовки, тапки или калоши…

На государственных (!) шахтах Украины не выполняется первое и обязательное условие организации производственного процесса в условиях агрессивной окружающей среды. Получается, что ущербность, малая его эффективность “закладывается” еще до спуска рабочего в шахту. И явление это, повторяю, массовое. Практически на всех шахтах, где побывали наши корреспонденты, на вопрос, когда в последний раз вы получали спецодежду, отвечали: два-три года назад. Оно и понятно. Бюджетных средств на приобретение спецодежды предприятия углепрома почти не получают. Поэтому многие покупают ее сами, когда могут. И хотя колдоговоры предусматривают возмещение (при наличии соответствующих финдокументов) потраченных денег, на практике этого не происходит. Поскольку покупки эти недешевые, да и продают “спецуру” в основном частники (без всяких чеков), на глубоких горизонтах появляется все больше странных фигур (лишь отдаленно напоминающих людей героической профессии) в галошах и женских кофтах.

На Луганщине за весь прошлый год госпредприятие “Антрацит” не приобрело ни одного (!) комплекта спецодежды, сапог и нательного белья. Горняки шахт, входящих в ГП, за этот период купили на свои деньги 116 спецовок (норма 7270) и 19 пар резиновых сапог (норма 8995). Это стало одной из причин 133 несчастных случаев, произошедших за год на предприятии. “Спецовочная ситуация” — это грубое нарушение не только правил безопасности, но и Закона Украины “Об охране труда”, в 8-й статье которого записано: “На роботах с вредными и опасными условиями… работникам бесплатно выдаются в соответствии с установленными нормами специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты…” Ну а, кроме того, это яркий показатель того состояния, в котором пребывает сейчас украинский уголь. Если мы не можем обеспечить шахты спецовками и сапогами, то что тогда говорить о техпрорыве…

Шахты без шахтостроения

КАЖДЫЙ, кто связан с угольной отраслью, знает: для того, чтобы добыча росла, надо постоянно заботиться о фронте работ, своевременно готовить производство к повышению нагрузки на угольное поле. Этим важнейшим делом занимаются шахтостроители, пробивая в толще пород новые квершлаги и штреки, готовя к эксплуатации новые шахтные узлы и горизонты. В советское время шахтостроительный комплекс Украины ассоциировался с мощью, силой и натиском. Сегодня — с тяжким недугом, нищетой и безысходностью.

Как дожить до бюджета, добиться возврата долгов и где найти заказы, чтобы выжить — вот что волнует нынче коллектив ОАО “Трест “Донецкшахтостроймонтаж”. Одно из лучших в прошлом предприятий Донбасса переживает тяжелейший кризис. В 2009-м бюджетное финансирование строительно-монтажных работ открылось только в начале мая. К этому моменту “Шахтостроймонтаж” уже успел накопить огромные задолженности по зарплате и отчислениям в Пенсионный фонд и фонды соцстраха. Рассчитаться с долгами и более или менее нормализировать работу предприятию удалось только к лету. Но тогда появилась другая проблема — трест остался без заказов по монтажу и наладке оборудования. Произошло это из-за отсутствия все той же бюджетной поддержки.

“Полное отсутствие авансирования на приобретение материалов и оборудования для монтажа значительно сократило количество заказов для треста. Мы были вынуждены взяться за заведомо неприбыльные работы, чтобы хоть как-то удержаться на плаву”, — говорили его руководители. Однако сделать это удалось лишь “относительно”. Убытки
треста превысили в прошлом году четыре миллиона гривен. Ситуация типична для всего шахтостроительного комплекса. Везде проблемы с расчетами угледобывающих предприятий и неопределенность из-за бюджета, подчеркивает газета “Шахтер Украины”. Не будет раньше мая бюджетного финансирования и в этом году.

С октября прошлого года работники “Донецкшахтостроймонтажа” не получают зарплату. По состоянию на 1 марта эта задолженность составляла 3 миллиона 150 тысяч гривен. “Этих долгов не было бы, если бы с нами своевременно рассчитались шахты”, — говорят шахтостроители. Но шахты тоже сидят без денег. Только госпредприятия задолжали тресту за выполненные работы более трех миллионов 300 тысяч гривен. Надежда на получение хоть каких-то средств появилась после договоренности с министерством о выделении 500 тысяч гривен на погашение долгов по зарплате. Однако договориться вовсе не означает получить спасительные средства. Вместо денег Минуглепром направил угледобывающим предприятиям телеграмму с распоряжением рассчитаться с шахтостроителями собственными средствами от реализации угля. Когда появятся заветные деньги, все еще неизвестно, а долги и простои растут.

В связи с этим не могу не вспомнить легендарного угольщика, недавно ушедшего от нас Николая Сафоновича Сургая. Я хорошо знал его, мы часто встречались, подолгу говорили о проблемах украинского угля. Бывший министр угольной промышленности заслуженный шахтер академик Сургай был прямым человеком и прямо говорил о том, что его волнует. Он не уставал повторять: “Уголь спасет Украину, если Украина спасет уголь”. И не особо подбирал слова, когда давал оценку сегодняшнему состоянию угольной отрасли. В одном из последних интервью украинским СМИ он говорил: “О каком развитии отрасли можно говорить сегодня? В свое время мы строили 30–35 шахт в год. А сейчас? Более 18 лет строится одна шахта — № 10 “Нововолынская”, никак достроить не можем! Это же позор для угольной промышленности и государства!.. Я уверен, у угольной отрасли есть будущее. В Украине угля — на 500 лет. Так что однозначно: будущее — за углем. Только бы политика не мешала, всякая эта вонь…”

Преступно и не в интересах государства

СО ЗДОРОВЬЕМ угольной отрасли прямо связана жизнь многих украинских городов и поселков. Ведь шахты, угледобывающие объединения относятся к так называемым градообразующим предприятиям. На них держатся многие, если не все важнейшие звенья изрядно изношенного городского хозяйства. И если шахту, к примеру, здесь закроют, то можно потерять не только “тонны” угля, но и целый поселок. Или даже город.

Именно такая ситуация сложилась нынче в Лисичанске (Луганская область), где тяжелейшая финансово-техническая ситуация ставит под угрозу закрытия шахты имени Капустина, “Новодружеская” и “Привольнянская”. Ставит, несмотря на то, что геологические исследования и оценки экспертов свидетельствуют о большом потенциале предприятий. В городе говорят, что дальнейшая судьба шахт (и во многом самого Лисичанска) зависит от решения Минуглепрома. Бывшее его руководство уже вынесло им “приговор”: издало приказ о подготовке необходимых расчетов для “сухой консервации” лисичанских шахт. Стремясь предотвратить эту губительную для города акцию (ведь несмотря на то, что в Лисичанске есть два крупных стекольных завода, нефтеперерабатывающий и содовый заводы, все-таки уголь играет решающую роль в его жизни), территориальный комитет профсоюза угольщиков обратился к новому руководству министерства с официальным заявлением о пересмотре решения о закрытии шахт.

“Если так произойдет, это будет означать одно: отсутствие рабочих мест для тех, кто трудился на шахтах, а для города и прилегающих поселков — социальную и, вполне вероятно, экологическую катастрофу”, — подчеркивается в обращении. — Остановить работы на шахтах Лисичанска — преступно и не в интересах государства. Ведь для эффективной работы на угольных предприятиях есть хороший кадровый потенциал, жилой фонд, объекты социальной сферы, базы для обучения будущих специалистов и оздоровительные звенья”.

На шахтах разработана и программа их развития. И если б Кабмин, министерство подкрепили ее финансами, Лисичанск вплотную приблизился бы к миллионному рубежу в годовой добыче угля. И денег это требует в масштабах государства немного. Вложив сегодня в шахту имени Капустина всего 30 миллионов гривен (для ремонта механизированного комплекса), можно уже через несколько месяцев повысить производительность очистного забоя с 800 до 1100 тонн угля в сутки — почти как в Англии!

Но мы в Украине. И потому никакой гарантии того, что проблема решится и для города, и для страны благополучно, к сожалению, нет. Угольщики Лисичанска надеются, что новое руководство отрасли не будет продолжать порочную политику огульного закрытия “трудных шахт”.

P.S. В то время, когда верстался этот номер газеты, в редакцию пришло сообщение: сухой консервации подлежит пока в Лисичанске только шахта “Новодружеская” (“как имеющая наименьшую добычу”). Горняков, работающих на этом предприятии, планируют перевести на соседние шахты имени Капустина, имени Мельникова или “Привольнянскую”. О закрытии нескольких шахт ОАО “Лисичанскуголь” речь якобы уже не идет. Что ж, порадуемся хоть этому…

В январе-марте 2010-го добыча готового угля продолжала падать и сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,7 процента — до 13,5 млн тонн.

Особо провальными были два первых месяца года. Незначительное оживление угольного производства отмечено лишь в марте.

Автор: Евгений ПАСИШНИЧЕНКО

 

Рабочая Газета