Польская ассоциация сжиженного газа: Мы прилагаем все усилия для сохранения баланса цен газа и бензина

Польский рынок сжиженного газа — четвертый по емкости в мире и первый в Европе, а по парку "газовых" автомобилей Польша уступает лишь большей Турции. Уровень внимания к этому нефтепродукту демонстрирует количество профильных конференций — иногда их проходит по четыре в год. На одном из мероприятий в Варшаве 8-9 марта OilNews удалось пообщаться с главой польской Ассоциации сжиженного газа (Polska Organizacja Gazu Plynnego/POGP) Ержи Шаблевски, который по совместительству является еще и управляющим директором одного из крупнейших операторов рынка — AmeriGas.

В кулуарах конференции "LPG — исключительная энергия" г-н Шаблевски рассказал, почему рынок газа стабильно падает в последние годы и какие основные драйверы этой отрасли в будущем.

OilNews: Как вы сообщили в своей презентации, рынок Польши в 2011 г. продемонстрировал спад почти на 3%. С чем это связано?

Ержи Шаблевски: Да, действительно, такие процессы имеют место на нашем рынке. Этот общий спад на рынке автогаза — вопрос последних четырех лет. Что касается баллонов, то спад наблюдается на протяжении более длительного срока — 8 лет. Это является результатом все большего развития инфраструктуры транспортировки и потребления природного газа.

OilNews: А каковы причины падения потребления автогаза?

Е. Шаблевски: Главной причиной являются газовые установки для автомобилей. Он становятся все лучшего качества, что приводит к снижению потребления сжиженного газа в качестве автомобильного топлива. Новое ГБО с прямым жидким впрыском весьма экономичное.

OilNews: Не думаете ли вы, что рынок уже может быть насыщенным?

Е. Шаблевски: Если бы рынок был насыщен, то мы бы не наблюдали роста количества автомобилей, работающих на сжиженном газе. Учитывая, что парк все же растет, мы можем говорить о значительном снижении удельного потребления газа на один автомобиль.

OilNews: Какова, по вашим оценкам, доля рынка автогаза, который используется для отопления?

Е. Шаблевски: Автогаз — это примерно 73% всего объема пропан-бутана, который продается в Польше. Остальная часть — около 330 тыс. т — газ для домашних, бытовых целей. Часть газа, конечно, используется в промышленности, но эта доля незначительная. Таким образом, газ, используемый в стационарных резервуарах (большие стационарные емкости, установленные в частных домах. — OilNews) составляет около 260 тыс. т в год. Именно этот газ, как правило, используется для автономного отопления домохозяйств.

OilNews: Какое соотношение цены сжиженного газа и бензина, по вашему мнению, губительно для будущего развития?

Е. Шаблевски: В Польше ставка акциза на сжиженный газ находится на таком уровне, чтобы цена газа в рознице составляла примерно 50% цены бензина. И в целом, это у нас удается сделать. Например, в начале прошлого года это соотношение составляло 53%, в средине года — 49%, а в конце года — 51% (7-8 марта ценовое соотношение газ/бензин в Варшаве находилось на уровне 48%. — OilNews). В среднем выходим на 50%. Думаю, что такой величины и нужно придерживаться.

OilNews: Но налоги — это лишь часть цены, есть и другие составляющие вроде наценки операторов…

Е. Шаблевски: Это вопрос подсчетов. Но если в целом, то мы как организация операторов рынка прилагаем все усилия для сохранения баланса цен на уровне 50%. У нас хорошие отношения с правительством, мы являемся партнером правительства в этой сфере. Власти также делают все от них зависимое, для того, чтобы газ был доступен. Правительство очень хорошо понимает, что такой аспект крайне важен для водителей в Польше. Не забывайте, что у нас 2,5 млн водителей, которые пользуются газом, а это очень большой и внимательный электорат.

OilNews: Что сегодня тормозит рынок, мешает ему быстрее развиваться?

Е. Шаблевски: Единственной угрозой для автогаза является потенциальное изменение акцизных ставок, предлагаемое Еврокомиссией. Это большой скачок, почти в четыре раза, но мы очень надеемся, что этого не сулчится (подробнее об изменениях в налогообложении нефтепродуктов в ЕС OilNews расскажет в ближайших материалах).

OilNews: А какие главные силы могут толкать вверх потребление в бытовом секторе?

Е. Шаблевски: Со всей уверенностью могу сказать, что основным потенциалом для роста бытового потребления, обладают стационарные емкости в домохозяйствах. Когда есть значительный запас газа, то помимо отопления и приготовления пищи появляются новые возможности применения этого энергоносителя. Например — самостоятельное производство резервной электроэнергии. В настоящее время уже есть оборудование для микрокогенерации. То есть в одном устройстве производится тепло для дома, подогревается вода и генерируется электроэнергия. Это направление, безусловно, самое перспективное.

OilNews