Дадут ли китайцам построить в Щелкино парогазовую электростанцию?

Во время сентябрьского визита президента Украины Виктора Януковича в Китайскую Народную Республику стороны договорились о сотрудничестве в различных сферах деятельности, в том числе и в энергетике. Прозвучала в этих договоренностях и крымская тема — строительство в Щелкино парогазовой электростанции. Об этом проекте в последнее время все чаще говорят и местные чиновники. Что, впрочем, не добавляет уверенности в успешной реализации этого проекта.

Да будет свет!

Сначала на свет появилась идея создания в Крыму индустриальных парков, которую особенно лелеяло правительство Виктора Плакиды. Теперь она стала постепенно обрастать сопутствующими проектами, например, строительства в Щелкино (Ленинский р-н) на базе недостроенной АЭС парогазовой электростанции.
Актуальность этого проекта переоценить сложно, ведь территорию несостоявшейся АЭС и пустующие гектары вокруг со временем должен занять этот самый щелкинский индустриальный парк, о котором говорилось выше. Он соберет под своей крышей различные производственные предприятия (по крайней мере, в теории предполагается именно это). Но для работы любого производства требуется стабильное электроснабжение, взять которое в регионе неоткуда. Поэтому и родилась идея построить здесь сначала электростанцию, а потом уже приглашать инвесторов создавать новые производства, что вполне логично и правильно. А тут как раз случился визит президента Януковича в Китай, откуда он привез договоренности о сотрудничестве двух стран в сфере энергетики. Вторым шагом стала встреча уже на крымском уровне делегации из Поднебесной.
Первый замминистра топливно-энергетического комплекса Крыма Игорь Зосимов встретился с представителями китайской национальной машиностроительной корпорации SINOMACH, компании по экспорту и импорту машин и оборудования Китая CMIC, Хуа-Донского электропроектного института. Стороны подтвердили заинтересованность в реализации проекта. Но конкретно о нем известно немного: под электростанцию планируют отвести участок площадью 25 га, а ориентировочная его стоимость составляет $700 млн., которые выделит китайская сторона. По информации главного управления информационной политики Совмина, во время первого визита представители китайских компаний выразили желание ознакомиться с материалами, необходимыми для работы, и обговорить с крымскими специалистами технические вопросы по адаптации проекта на территории полуострова. В Министерстве экономики Крыма добавили, что теперь стороны более детально обсуждают вопросы будущего сотрудничества. И это, собственно, все.

На горьком опыте

Возможно, мы торопим события, пытаясь узнать то, что находится в стадии обсуждения и еще не решено окончательно. Но очень уж часто совместные с Китаем проекты заканчивались в Крыму, так и не начавшись. История наших взаимоотношений длинная, но непродуктивная. Взять хотя бы проект продажи Китаю рисовой соломы из Крыма, что предлагали крымские чиновники. Это так же нелепо, как пытаться продать снег эскимосам. Но были ведь и вполне здравые идеи, например, строительство для Китая судов на феодосийском заводе "Море". Контракт был подписан в июле 2009 года государственным предприятием "Укрспецэкспорт" и Министерством обороны КНР, согласно ему компания "Море" должна была построить два десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр". Год проект лежал в Киеве, а в начале нынешнего года о нем вдруг заговорили, причем заложить суда планировали в конце августа — сентябре 2010 года. Председатель крымского правительства Василий Джарты во время июньского визита на завод заявлял, что благодаря китайскому заказу предприятие "начинает вставать с колен". Объем финансирования, которое завод мог получить в связи с этим заказом, позволил бы не выживать, а жить: предприятие снова наберет специалистов, зарплаты вырастут. Иностранный заказ помог бы заводу полностью погасить многолетние долги по зарплате в размере 11 млн. грн., а также погасить задолженность по налогам перед Пенсионным фондом. Контракт обеспечил бы компанию работой на ближайшие 5 лет. Общая стоимость контракта составляет $240 млн. И где все это? Оказалось, вместе с построенными судами Киев собирался отдать Китаю и техническую документацию на корабли, что позволило бы Поднебесной самостоятельно заниматься их строительством в дальнейшем. И тогда возмутилась Россия как правопреемница СССР: с какой это стати Украина торгует разработками советских НИИ, ведь в Крыму суда на воздушной подушке только собирали, так что интеллектуальной собственностью они не являются. Возмутились Япония и США, потому что суда такого типа нужны Китаю с одной целью — высаживать войска на Тайвань. И проект затух.
Из свежих проектов можно вспомнить строительство Китаем для Украины буровой платформы для добычи углеводородов на шельфе Черного моря. Договорились об этом еще при премьере Тимошенко, но теперь нет ни ее, ни платформы. Правда, в ходе официального визита Януковича в Китай было озвучено намерение передать платформу украинской стороне на условиях лизингового соглашения, если уж у нас нет денег, чтобы рассчитаться сразу. Кстати, цена вопроса — $200 млн.
Здесь помешали обстоятельства. Но есть в крымско-китайской дружбе масса примеров, когда весьма перспективные проекты умирали из-за жадности и лени чиновников.

Партнерские связи не помогли

Отношения между Крымом и Китаем начались еще при президенте Мешкове — он сдуру собирался с визитом на Тайвань. Китайцы предложили выгодную альтернативу: в Крыму появилась делегация другого тропического острова — Хайнань, бизнес-представители которого предлагали нам линию по производству лапши стоимостью $700 тыс. С тех пор много лапши было навешано на уши, но ни один из крупных проектов сотрудничества Крыма и Китая так и не стал реальностью (не считая, конечно, прямых бизнес-контактов между крымскими и китайскими бизнесменами). И это притом, что между Крымом и провинцией Хайнань подписано соглашение о сотрудничестве. Кстати, Хайнань — это свободная экономическая зона, по объему ВВП на душу населения конкурирующая с Японией, а как курорт с Гавайями, ведь только в первые годы существования СЭЗ в нее влили десятки миллиардов долларов иностранных инвестиций. Делегации из Поднебесной регулярно посещают полуостров, и отнюдь не в туристических целях, а воодушевленные решениями китайской компартии вкладывать огромные деньги за рубежом. Причем проекты предлагали не абсурдные, а весьма выгодные для Крыма. Например, строительство завода по производству гелиоколлекторов для потребителей из стран Черноморского и Средиземноморского регионов.
"С такой идеей в Крым в 2002 году пришла корпорация "Хуан Мин", на тот момент входившая в десятку лидеров, а теперь одна из двух крупнейших в Китае в сфере солнечной энергетики , — рассказал руководитель общественной организации "Ассоциация Крым — Китай" Геннадий Потапенко. — И заявили объем производства лишь на первом этапе на сумму около $40 млн. У наших чиновников глазки загорелись, но делать что-то для реализации проекта никто не бросился — возможно, ждали, пока китайцы сами придут к ним с чемоданом денег. Хотя даже были готовы базовые расчеты стоимости энергоресурсов и материалов. Как тут вновь не вспомнить Мешкова, мешковщину и тех китайцев, что предлагали построить в Крыму завод по производству лапши быстрого приготовления. Они ходили по Совмину, буквально предлагая взять деньги, но не взятки, а инвестиции. Может, поэтому ими не заинтересовались. Вскоре аналогичный инвестпроект встретили с распростертыми объятиями… в Харькове. Продукцию этого предприятия вся Украина знает под названием "Мивина". Китайцы приходят в Крым регулярно, раз в 2 — 3 года, блуждают по коридорам крымской власти, но их никто не слушает. Много лет китайцы упорно приглашают крымское руководство на Хайнань, предлагая захватить с собой пакет инвестиционных проектов, для которых в КНР можно найти инвестора". Думаете, хоть кто-то из правивших Крымом вождей поехал? Конечно, нет. Спросите, почему? Да потому что страдают неискоренимой жадностью и желанием решать свои проблемы прежде государственных. А еще элементарной ленью, которая не позволяет отрываться от мягких кресел и идти помогать инвестору, по крайней мере, до тех пор, пока он не придет сам с поклоном и взяткой. Так было все годы независимости, и слабо верится, что чиновники стали другими. Если это так, то скоро мы будем наблюдать провал на крымской земле очередного китайского проекта. Правда, теперь есть надежда, что дело сдвинется с мертвой точки, потому что договаривались не на крымском уровне, а на государственном, а президента крымские чиновники уважают и боятся. Пока…

Первая Крымская