Венчурный проект «Татнефти»: плавучая заправочная станция для обеспечения топливом речных судов

"Татнефть" выходит на топливозаправочный рынок Татарстана с необычным проектом. Компания планирует с начала октября ввести в эксплуатацию плавучую заправочную станцию для обеспечения топливом речных судов. Зимой оператор надеется заправлять снегоходы. Инвестиции в объект составили порядка 15 млн руб. Сроки окупаемости компания не раскрывает, признавая, что проект высокорисковый. Эксперты же называют его, скорее, "имиджевым". Кроме того, полагают они, он дает "Татнефти" новый канал сбыта нефтепродуктов нового НПЗ, первую очередь которого нефтяная компания готовится запустить уже в октябре.

Вчера "Татнефть" сообщила, что ее топливная дочка — ООО "Татнефть-АЗС Центр" спустила на воду плавучую заправочную станцию (ПЗС) на Волге в районе речного порта Казани. ПЗС стала первой заправкой такого типа в республике. Предполагается, что в период навигации услугами заправки будут пользоваться речные суда, катера и гидроциклы, а зимой — снегоходы. Нефтяная компания вложила в ПЗС порядка 15 млн руб. Станция будет размещаться на речном судне с запасом топлива в пределах пяти тонн. Она начнет работу 1 октября после получения всех необходимых согласований. Ожидаемый объем продаж и сроки окупаемости в компании не раскрывают.

Под брендом "Татнефти" на начало 2010 года действовало 620 заправочных станций, из них на территории России — 484 АЗС, на территории Украины — 136. Общий объем розничной реализации нефтепродуктов на рынках России и Украины в 2009 году составил 1,54 млн т. Плавучих станций у "Татнефти" всего четыре. Помимо казанской, еще три функционируют в акватории Пироговского водохранилища в Подмосковье, у Васильевского острова в Санкт- Петербурге, а также у форта "Константин" в Кронштадте. Две станции "Татнефть" планирует расположить на участках Волжско-Камского бассейна и на Клязьминском водохранилище.

Источник в "Татнефти" рассказал, что казанская ПЗС "может оказаться венчурным (высокорисковым) проектом". Он считает, что с ее помощью компания вряд ли сможет существенно увеличить свою долю на топливозаправочном рынке республики, которая сейчас составляет около 30% (примерно столько же контролирует ОАО ХК "Татнефтепродукт", остальное приходится на других игроков, а также ведомственные АЗС). "Рынок плавучих заправок в России не развит,- поясняет собеседник.- С одной стороны, необходимость в них есть, с другой, невозможно четко просчитать затраты и период окупаемости заправок — в силу сезонности этого рынка и привычки населения заправляться топливом из канистр". Он также сообщил, что "Татнефть" еще не окупила вложения в другие плавучие станции. "Получиться (с возвратом средств) может по-разному,- говорит он.- Но "Татнефть"- социально ориентированная компания.
Распространение подобных заправок способствует улучшению состояния воды в реке, так как при заправке плавсредств топливом из канистр часть топлива неизбежно попадает в воду".

У "Татнефтепродукта" в Казани есть одна заправка, расположенная на воде, в районе Аракчино. Вчера в компании официально не стали комментировать действия конкурента. Неофициально уточнили, что заправка "Татнефтепродукта" не является плавучей. "Мы этот вопрос рассматривали, но так и не реализовали. Спрос на такие типы заправок невелик",- сказали в компании.

Другой участник рынка, пожелавший остаться неназванным, считает, что для "Татнефти" это "чисто имиджевый ход". "Экономически это невыгодно. Оборот по таким станциям в разы ниже, чем по обычным АЗС,- говорит он.- Я не думаю, что в ближайшем будущем на рынке появится какой-то игрок, который бы нуждался в таких объемах плавучей заправки". Он добавил, что в сезон потребность в ПЗС есть и, скорее всего, это "задел на следующий сезон". "Запускать ПЗС следовало в мае, когда был рынок. Сейчас шаг "Татнефти" выглядит безрассудным (в ноябре в Татарстане обычно закрывается навигация)",- добавляет эксперт.

Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Андрей Полищук считает, что для "Татнефти" это пробный шаг — "для того, чтобы занять какую-то часть нового сегмента рынка". "В принципе это мелкий проект, который необязательно должен быть эффективным,- говорит он.- Если он окупится за десять лет, будет очень хорошо". По словам эксперта, в среднем обычная АЗС в Москве стоит $2-3 млн (60-90 млн руб.) и окупается за один-пять лет в зависимости от того, где она расположена.

Аналитик ИК "Финам" Александр Еремин считает, что запуск ПЗС — это не только "имиджевый" шаг. ""Татнефть" таким образом создает дополнительный канал сбыта нефтепродуктов нового НПЗ (который будет введен в октябре этого года) и сможет за счет этого в том числе обеспечить приемлемые цены на топливо,- считает он.- Соответственно, такой бизнес представляется вполне интересным и экономически целесообразным для "Татнефти"".

 

Источник: Au92