Счет на 20 миллиардов

 

Британская компания ВР будет вынуждена заплатить миллиарды долларов в качестве компенсаций за аварию на платформе в Мексиканском заливе.

Выступая в телевизионном обращении к нации, президент США Барак Обама поклялся «заставить ВР заплатить» за экологический и экономический ущерб, который стал результатом аварии на платформе нефтяной компании в Мексиканском заливе еще 20 апреля. После этого Обама встретился с руководством ВР, которое было вынуждено согласиться с созданием специального компенсационного фонда размером в 20 млрд долларов, который будет использован для покрытия экологического и экономического ущерба от аварии. После встречи в Вашингтоне председатель совета директоров ВР Карл-Хенрик Свонберг и президент Тони Хейуорд объявили, что компания приостанавливает выплату дивидендов в текущем году.

Хотя ВР согласилась внести в компенсационный фонд 20 млрд долларов, что примерно эквивалентно годовым прибылям компании, окончательный размер участия компании в фонде не определен. До конца 2010 года ВР должна будет перевести на счета фонда 5 млрд долларов, а затем по 1 млрд долларов ежеквартально на протяжении как минимум трех лет.

На переговорах в Белом доме председатель совета директоров ВР Свонберг высказал сожаление в связи со сложившейся ситуацией, отметив, что ВР чувствует «печаль за трагический несчастный случай, который не должен был случиться». При этом он подтвердил, что компания возьмет на себя «всю ответственность в соответствии с законом».

Последний раз ВР приостанавливала выплату дивидендов акционерам во время Второй мировой войны. Компания собиралась выплатить 2,6 млрд долларов дивидендов акционерам в понедельник, однако этот платеж был отменен. Кроме того, ВР собирается продать непрофильных активов на 10 млрд долларов, чтобы сократить свои расходы и получить деньги для компенсаций. Рейтинговые агентства уже понизили кредитный рейтинг компании, отметив «значительное снижение финансовой гибкости» в качестве главной причины.

Напомним, что британскую нефтяную компанию в США обвиняют в том, что она не соблюдала все необходимые процедуры глубоководного бурения на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, в результате чего на буровой произошел взрыв 20 апреля. Взрыв и последовавший за ним пожар унес жизни 11 человек, а сама платформа через два дня затонула. Разрыв в пробуренных трубах привел к образованию утечки с месторождения. Оценки масштабов экологической катастрофы постоянно растут – в середине июня американские ученые и министерство энергетики США в качестве основной взяли оценку в 4,8−8.2 тыс. тонн нефти в сутки. Вначале речь шла лишь о 135 тоннах нефти в сутки, затем оценка была повышена до 700 тонн, а потом пересматривалась в сторону повышения три раза. В настоящее время, по официальным данным, в Мексиканский залив с платформы ВР вылилось 72−114 тыс. тонн нефти.

Все попытки ВР приостановить утечку нефти пока остаются безуспешными. Ситуация осложняется тем, что утечка происходит на морских глубинах в 1,5 км, в результате чего ВР приходится пользоваться глубоководными роботами. По оценкам технических специалистов, нынешние меры, принимаемые компанией, – бурение параллельных скважин, которые позволят снизить давление в пластах, дадут эффект лишь к августу. Это означает, что еще два месяца продолжающихся выбросов увеличат общий объем утечки нефти в два раза. Некоторые специалисты уже начали предлагать немыслимые ранее варианты решения проблемы, включая использование контролируемого ядерного взрыва (в 1960−х такие взрывы использовались в СССР для прекращения утечки природного газа с месторождений).

Президент США Барак Обама уже назвал аварию «крупнейшей экологической катастрофой» в истории США. ВР уже потратила более 1,6 млрд долларов на то, чтобы приостановить утечку и на меры по сбору нефти с поверхности моря. Нефтяное пятно в Мексиканском заливе уже привело к закрытию для рыбной ловли гигантской акватории у берегов Луизианы, Миссисипи, Алабамы и Флориды и продолжает разрастаться. Во многих местах нефть достигла берега, загрязнив более 160 км побережья. Что привело к серьезным последствиям для местных экосистем с их разнообразной флорой и фауной, а также нанесло серьезные убытки транспорту, рыбной ловле, аквакультуре и туризму.

В своей речи президент Обама воспользовался моментом, чтобы призвать американцев сделать ставку на альтернативные источники энергии в будущем. «Мы не можем себе позволить оставить как есть то, как мы производим и используем энергию. Потому что долгосрочные последствия для нашей экономики, нашей национальной безопасности и экологии оказываются куда более серьезными», – отметил американский президент. Его заявление последовало после того, как на специальной встрече в конгрессе руководители крупных нефтяных компаний – включая американские Exxon Mobil, Chevron, ConocoPhillips и англо-голландскую Royal Dutch / Shell – признались, что, как и ВР, совершенно не готовы к серьезному инциденту на своих буровых платформах в американском секторе Мексиканского залива.

«Неготовность нефтяных компаний к тому, чтобы справляться с серьезными инцидентами, становится препятствием к освоению шельфовых запасов в США. Если компании нефтяного сектора не пересмотрят существующие процедуры, это может серьезно повлиять на перспективы отрасли в будущем. Причем не только в США, но и в других регионах мира – например, Бразилия уже начала ужесточение технических правил, касающихся глубоководного бурения», – рассказал «Эксперту Online» Манушер Такин, старший экономист лондонского Центра энергетических исследований.

Запасы нефти на шельфе США могут составлять 86 млрд баррелей, чего достаточно для удовлетворения всех потребностей американской экономики на 11 лет. Эти запасы, впрочем, пока не подтвержденные геологическими изысканиями и непосредственной разведкой, превышают запасы сухопутной части страны почти в четыре раза. Поэтому в нефтяной отрасли США на них возлагались большие надежды.

«Для энергетической политики США происходящее в Мексиканском заливе может иметь такой же эффект, как 11 сентября имело для внешней политики и политики безопасности. Очевидно, что „нефтезависимость” экономики США показала оборотную сторону, показав масштаб возможных проблем, которые явлются последствием ставки на потребление нефти и ее добычу внутри страны, пусть и в прибрежных водах. Авария на платформе ВР может подтолкнуть Вашингтон к весьма серьезным переменам в области энергетической политики, которые будут призваны снизить потребление нефти в Соединенных Штатах, сделав ставку на альтернативную энергетику», – рассказала «Эксперту Online» Мэри Новак, экономист по энергетике США консалтинговой компании IHS Global Insight.

Ситуация вокруг аварии, среди прочего, повлияла на состояние американо-британских отношений, которые на протяжении десятилетий характеризовались особо дружественным характером. Американская пресса, особенно правоконсервативная, предалась антибританской истерии, обвиняя британскую ВР в целенаправленном нанесении экологического и экономического ущерба Соединенным Штатам. В Лондоне же оказались обеспокоены финансовым положением ВР – компания является одним из крупнейших налогоплательщиков в британский бюджет, а ее акции являются одним из популярных объектов инвестиций пенсионных фондов, в том числе и британских. Премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон уже заявил, что обеспокоен перспективой, что ВР придется заплатить чрезмерные компенсации в США, что повлияет на финансовое положение компании и ее способность платить налоги. Он призвал Вашингтон принимать лишь взвешенные меры в адрес британской нефтяной компании.

 

«Эксперт online»