Нефтегазовые компании через лицензионные соглашения хотят обязать использовать оборудование отечественного производства

 

Заместитель председателя правительства, председатель правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы под председательством Игорь Сечин на очередном заседании поручил министрам, совместно с ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефть" подготовить программу перспективного лицензирования недр континентального шельфа с обязательным требованием размещения заказов на российских предприятиях. В дальнейшем такие обременения могут быть введены и для лицензий на суше. Предложения об использовании механизма лицензионных соглашений для ориентации недропользователей на возможности российской промышленности вносил Союз производителей нефтегазового оборудования.

Справка

Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы является координационным органом, образованным для обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в целях создания условий для устойчивого развития и функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса, энергоснабжения, энергосбережения, удовлетворения потребностей в энергетических и минерально-сырьевых ресурсах.

Основными задачами Комиссии являются обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, а также по подготовке мер, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В компетенцию комиссии также входит разработка основных направлений совершенствования правового регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса, рационального использования недр, их охраны и другие задачи в этой сфере.

Состав Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы (в ред. распоряжений Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 1539-р)

Сечин И.И. — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (председатель Комиссии)

Шматко С.И. — Министр энергетики Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

Алекперов В.Ю. — президент открытого акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" (по согласованию)

Бельянинов А.Ю. — руководитель ФТС России

Богданов В.Л. — генеральный директор открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" (по согласованию)

Богданчиков С.М. — президент открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (по согласованию)

Бударгин О.М. — временно исполняющий обязанности председателя правления открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" (по согласованию)

Воскресенский С.С. — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

Голомолзин А.Н. — заместитель руководителя ФАС России

Дюков А.В. — президент открытого акционерного общества "Газпром нефть" (по согласованию)

Комарова Н.В. — губернатор ХМАО (по согласованию)

Ковальчук Б.Ю. — заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"

Кудряшов С.И. — заместитель Министра энергетики Российской Федерации

Кутьин Н.Г. — руководитель Ростехнадзора

Левитин И.Е. — Министр транспорта Российской Федерации

Ледовских А.А. — руководитель Роснедр

Липатов Ю.А. — председатель Комитета Государственной Думы по энергетике (по согласованию)

Макаров И.В. — председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазовая компания "Итера" (по согласованию)

Маслов С.В. — президент закрытого акционерного общества "Санкт- Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (по согласованию)

Миллер А.Б. — председатель правления открытого акционерного общества "Газпром" (по согласованию)

Михельсон Л.В. — председатель правления открытого акционерного общества "НОВАТЭК" (по согласованию)

Новак А.В. — заместитель Министра финансов Российской Федерации

Новиков С.Г. — руководитель ФСТ России

Пономарев Д.В. — председатель правления некоммерческого партнерства "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (по согласованию)

Тахаутдинов Ш.Ф. — генеральный директор открытого акционерного общества "Татнефть" (по согласованию)

Токарев Н.П. — президент открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" (по согласованию)

Трутнев Ю.П. — Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Устинов А.А. — помощник Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сечина И.И. (ответственный секретарь)

Хан Г.Б. — исполнительный директор открытого акционерного общества "ТНК-ВР Менеджмент" (по согласованию)

Швец Н.Н. — генеральный директор открытого акционерного общества "Холдинг МРСК" (по согласованию)

Яковлев Ю.В. — руководитель Службы ФСБ России

Якунин В.И. — президент открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (по согласованию).

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТАХ

Строительство магистральных трубопроводов, терминалов, освоение континентального шельфа и другие масштабные инфраструктурные проекты предоставляет серьезные возможности для развития промышленности. Их строительство требует значительного количества грузовых автомобилей, дорожно-строительной техники, различного оборудования для береговых и морских сооружений.
Согласно Федеральному закону "О соглашениях о разделе продукции" операторы проектов по освоению российского континентального шельфа должны использовать не менее 70% российского оборудования и услуг. Режим СРП активно критиковался, поэтому Приразломный и Штокмановский проекты реализуются без СРП. К сожалению, под аккомпанемент критики режима СРП, "вместе с водой выплеснули и ребенка", забыв о 70% норме для отечественной промышленности. Ни в Приразломном, ни в Штокмановском проектах нет никаких нормативов участия российской промышленности.
Отсутствие нормативов для национальной промышленности противоречит мировой практике. Так, меджлис Ирана принял закон, обязывающий при разработке нефтегазовых месторождений, использовать не менее 50% иранской продукции и услуг. Именно жесткая норма закона заставляет иностранных операторов создавать в Иране совместные производства, вкладывать средства в развитие иранской промышленности. Иран уже изготовил первую плавучую буровую установку. Норвегия и Китай смогли увязать доступ к природным ресурсам условиями, вынуждающими недропользователей развивать промышленность в этих странах. Норвегия "с нуля" развила машиностроительный комплекс.
Российская Федерация имела развитое машиностроение задолго до того, как в упомянутых странах создавались первые образцы оборудования для нефтегазового комплекса. Несмотря на это, дочерняя компания "Газпрома" получила право ввоза импортного оборудования без таможенных пошлин и НДС в течение всего срока реализации Приразломного проекта. Аналогичные преференции для импортных поставщиков планирует получить оператор Штокмановского проекта.
Ситуация с российским наполнением проектов на континентальном шельфе не может не вызывать опасений. Только для реализации первой фазы Штокмановского проекта потребуется 700 самосвалов, большое количество другой дорожно-строительной техники. Где все это будет приобретено, если закупочная деятельность генподрядчиков не контролируется?
Операторы проектов на шельфе работают через подрядчиков, которые не являются естественными монополиями и могут без всяких конкурсов проводить масштабные закупки импортной продукции. Искажается реальная статистика, когда к "российскому участию" относят перечисления средств подрядчикам, которые не используют отечественную промышленную продукцию.
Проблема участия российской промышленности в проектах, осуществляемых Газпромом и Транснефтью носит системный характер и в соответствии с пунктом 61 "Стратегии национальной безопасности до 2020 года", утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, непосредственно касается вопросов обеспечения экономической безопасности страны.
Поскольку ОАО "Газпром" и ОАО "Транснефть" являются естественными монополиями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, то все процедуры, связанные с выполнением работ подрядчиками этих акционерных обществ должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с применением процедуры открытого конкурса, доступного государственному и общественному контролю.
Для обеспечения участия российской промышленности в инфраструктурных нефтегазовых проектах, предлагаются следующие меры.

1.Федеральному агентству по недропользованию внести в лицензионные соглашения с недропользователями пункт об использовании промышленной продукции российского производства.

2.Обеспечить экспертизу крупных инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе (разработка стратегических месторождений, освоение шельфа, строительство трубопроводов и пр.) на предмет участия в их реализации российских промышленных предприятий. Ввести в каждый проект обязательную норму российского участия для генеральных подрядчиков.

3.Обязать ОАО "Газпром", АК "Транснефть" и ОАО НК "Роснефть" публиковать перечень генеральных подрядчиков по крупным проектам на своих корпоративных сайтах. В соглашениях с генеральными подрядчиками вводить пункт об обязательности закупок материально-технических ресурсов на конкурсной основе с публикацией их результатов.

4.Обеспечить прозрачность при согласовании в Правительстве РФ инвестиционных программ естественных монополий и проводить экспертизу предстоящих закупок промышленной продукции по импорту.

5.Ввести в государственную статистическую отчетность для хозяйствующих субъектов сведения об экспорте и импорте продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для нефтегазового комплекса. Это необходимо для получения достоверных данных о закупках и информационно обеспечит работу по импортозамещению.

6.Ростехнадзору провести инвентаризацию имеющегося в нефтегазовом комплексе оборудования и степени его износа. Результаты довести до российских предприятий с целью концентрации их научно-технического и производственного потенциала на приоритетных направлениях.

7.Поручить государственным представителям в советах директоров ОАО "Газпром", ОАО "АК "Транснефть", ОАО "НК "Роснефть" сформировать и направить Правительству РФ потребности в оборудовании.

8.С целью защиты рынка от недобросовестных поставщиков и продвижения на рынок отечественной продукции рекомендовать ОАО "Газпром", ОАО "АК "Транснефть", ОАО "НК "Роснефть" и предприятиям нефтяной отрасли сформировать единый реестр поставщиков.

9.Ограничить режим связанного кредитования российского нефтегазового комплекса, когда наполнение кредита осуществляется импортом и без конкурса. 10.Сформировать в Правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводству минерально — сырьевой базы, Рабочую группу по вопросам импортозамещения в ТЭК. 

 

"Союз производителей нефтегазового оборудования"