«Тихая революция» в энергетике

Менее чем чрез год — с 1 января 2011 года — вся электроэнергия в России будет поставляться по свободным ценам. Для крупных потребителей это означает только одно — полную неразбериху с тарифами на электроэнергию. Однако уже сегодня можно решить свои проблемы, став субъектом оптового рынка электроэнергии и мощности — ОРЭМ.

С 1 января 2010 года начался очередной этап так называемой либерализации оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Теперь 60% электрической энергии в стране будет реализовываться по свободным, нерегулируемым ценам, а 40% – отпускаться по тарифам, установленным государством.

Выглядит все просто. Либерализация — это переход от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию. Причем рядовое население может пока спать спокойно — бытовые абоненты будут оплачивать электроэнергию по жестким тарифам, установленным государством, вплоть до 2014 года. Однако для промышленных предприятий и коммерческих потребителей «час икс» близок как никогда. Менее чем чрез год — с 1 января 2011 года — вся электроэнергия в России будет поставляться по свободным, нерегулируемым государством, ценам.

Конечно, переход на рыночные рельсы происходит плавно. В соответствии с законодательством, объем поставок электроэнергии с ОРЭМ по свободным ценам с 1 января 2007 года составлял 5%, с 1 июля 2007 – 10%, с 1 января 2008 года — 15%, с 1 июля 2008 года – 25%, с 1 января 2009 года – 30%, а с 1 июля 2009 года – 50%. Однако хорошо известно, что в России все происходит по принципу «как снег на голову».

Для коммерческих потребителей «либерализация» означает только одно — полную неразбериху с тарифами. Как отмечают аналитики Некоммерческого партнерства «Совет рынка», в первом полугодии 2009 года для ряда категорий потребителей неожиданно был отмечен резкий рост цен на электроэнергию, вызванный различными условиями трансляции стоимости нерегулируемых цен электроэнергии и мощности для различных крупных и мелких потребителей электроэнергии.

Надо отдать должное — правительство среагировало оперативно. Были приняты и с 1 мая 2009 года вступили в силу изменения в постановление правительства № 530, регулирующее работу розничного рынка электроэнергии. В соответствии с ним было произведено усреднение средневзвешенной нерегулируемой цены на электроэнергию между крупными и мелкими потребителями. Тем не менее, цены на энергию в разных регионах страны сильно отличаются друг от друга, и кое-где продолжается их рост.

Стоит напомнить, что сегодня крупные промышленные предприятия по-прежнему несут груз перекрестного субсидирования. Поставщики энергии стараются возместить потери от низких тарифов для населения за счет крупного производителя. Кроме того сбытовые компании зачастую злоупотребляют надбавками. Скажем, надбавка у местных энергоснабжающих компаний обычно составляет порядка 5 копеек за киловатт, хотя «независимые» энергокомпании готовы поставлять энергию до 1,5 копеек за киловатт.

Этот сладкий вкус опта
У предприятия, решившегося кардинально оптимизировать энергопотребление, по сути, только один выход — переход на ОРЭМ. В этом случае у него появится возможность сменить поставщика электроэнергии, не будучи привязанным к одному генератору и что самое важное – к конкретному региону. Скажем, сменить поставщика электроэнергии на территории Московской области можно и на розничном рынке. Но для того, чтобы предприятие где-нибудь на Урале начало снабжаться от энергокомпании Московской области, она должна выйти на оптовый рынок как субъект и уже там заключить контракт с понравившимся поставщиком.

Стоит также отметить, что цены на электроэнергию и мощность формируются именно на оптовом рынке, а затем «транслируются» на розничный. На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают покупателям (гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям, крупным потребителям, экспортерам электроэнергии) два товара – электроэнергию и мощность.

Цены оптового рынка могут значительно различаться в отдельных регионах, что связано с разной эффективностью электростанций, обслуживающих различные регионы страны, и недостаточной пропускной способностью линий электропередачи.

Как правило, у самого предприятия недостаточно компетенции, чтобы выйти на оптовый рынок. Скорее всего, в процессе выхода на ОРЭМ его испугают дополнительные затраты, практически сводящие на нет всю энергоэффективность. Кроме того существуют очень серьезные административные препоны, а также препоны со стороны местных гарантирующих поставщиков энергии.

Здесь им могут помочь опытные участники рынка — энергосбытовые компании, не один год функционирующие в условиях рыночной энергетики. Вопрос только один —
могут ли они гарантировать своим потенциальным клиентам отдачу от выхода на ОРЭМ?

«Если сделать все грамотно, у потребителя незамедлительно начинается экономический эффект, — уверен генеральный директор ОАО «Энергосбытовая компания московской области» (ЭСКМО) Дмитрий Готлиб. — Во-первых, у нас достаточно квалифицированная трейдинговая служба. Во-вторых, есть большой опыт по взаимодействию с крупной промышленностью, есть ряд уже готовых, типовых решений, помогающих настроить систему планирования и прогнозирования энергопотребления в зависимости от того какой группе принадлежит завод – химия, металлургия и т.п. Есть у нас и наработанный опыт по взаимодействию со структурами рынка, где мы можем — в пределах нормативной базы, конечно, — влиять на некоторые процедуры. Обычно у компаний-любителей по выводу на оптовый рынок документы возвращаются 3-4 раза, потому что они не достаточно качественно подготовлены. У нас такого не бывает, наши клиенты проходят формальности с первого раза».

Более того, оказывается, у предприятий есть возможность не рисковать своими средствами. «Мы сами ставим систему коммерческого учета, — рассказывает Готлиб. — Оформляем все документы, решаем вопросы с Администратором торговой системы оптового рынка (АТС) и последовательно выводим предприятие на рынок. Более того, когда мы делаем систему комучета, мы предлагаем сделать ее за свои деньги, а уже потом возвращаем средства за счет экономического эффекта, полученного от выхода предприятия на оптовый рынок».

Очевидно, что в 2011 году ситуация на энергорынке будет весьма нестабильной. Поэтому компаниям, желающим ухватиться за «посткризисную» волну, лучше позаботится о качественной энергоэффективности уже сейчас.

газета «Неделя»