Как банки будут кредитовать нефтянку?

Решения по лимитам кредитования для Беларуси со стороны западных партнеров до урегулирования ситуации с пошлинами на российскую нефть приниматься не будут. Такое мнение  высказал директор департамента международных и фондовых операций ЗАО «Альфа-Банк» Сергей Муханов.

«Складывающаяся ситуация лимитов, конечно, не добавит, но и категорично говорить о том, что лимиты сократятся и уж тем более закроются, я бы не стал. Прежде всего, нужно дождаться, чем все закончится: какие-либо решения касательно лимитов до разрешения ситуации с пошлинами на поставляемую нефть приниматься точно не будут», — сказал С.Муханов.

По мнению эксперта, даже при пессимистичном варианте развития событий резкого сокращения лимитов для банковского сектора не прогнозируется. «Этого не произойдет хотя бы потому, что сокращать особо уже и нечего: с началом кризиса большая часть западных банков заморозила значительную часть лимитов на контрагентов в странах Восточной Европы», — пояснил он.

С точки зрения макроэкономики Беларусь выглядит несколько лучше своих соседей. «Белорусские банки имеют очень хорошую кредитную историю взаимоотношений с иностранными контрагентами. Серьезных дефолтов не было выявлено ни разу. По сравнению с другими отраслями экономики белорусская банковская сфера воспринимается иностранными аналитиками как наиболее технологичная и устойчивая. В этом немалая заслуга местного регулятора — Национального банка, который проводит достаточно грамотную монетарную политику», — сказал эксперт.

С.Муханов отметил, что у ряда западных банков уже есть опыт долгосрочной и позитивной работы с Беларусью. «Эти банки разобрались в местной специфике и успешно работают на белорусском рынке уже длительное время. Прежде всего это банки Германии, Австрии, Италии. Они лимиты закрывать не будут. Остальные банки, возможно, повременят с открытием новых лимитов, займут выжидательную позицию, которая связана не столько с частным вопросом неурегулированности нефтегазовых отношений, сколько с желанием посмотреть, как Беларусь сможет выйти из мирового финансового кризиса в целом», — пояснил собеседник.

Важно также понимать, отмечает С.Муханов, о каких лимитах идет речь, потому что структура заимствований белорусских банков неоднозначна. «Если мы говорим о прямом межбанковском кредитовании /МБК/- западные банки практически не имеют таких лимитов на белорусские банки /за исключением лимитов, установленных материнскими структурами на дочерние банки/, а восточные банки — российские — лимиты на МБК сокращать вряд ли будут. МБК — сделки краткосрочные, а текущая валютная ликвидность белорусской банковской системы хорошая, поэтому экономических предпосылок для закрытия лимитов нет», — сказал он.

В то же время по среднесрочным проектам (постфинансировании на 1,5-2 года по торговым операциям) лимиты сократились. Более того, большая часть лимитов переведена из статуса собственно лимита в статус «case-by-case», когда каждая сделка рассматривается индивидуально. «Здесь дополнительное преимущество получат белорусские банки с участием иностранного капитала, прежде всего российского — эти банки смогут получать постфинансирование от западных банков под гарантии своих материнских структур», — отметил эксперт.

Но наиболее важными, по его мнению, с макроэкономической точки зрения для страны являются долгосрочные кредиты на 5-7 лет на приобретение оборудования под гарантии экспортных страховых агентств стран-экспортеров, прежде всего ЕС. «В отношении страновых лимитов по таким кредитам нужно учитывать, что развитым европейским странам тоже нужно выходить из рецессии, поэтому экспорт оборудования для них важен, а без кредитной поддержки дорогостоящее оборудование продать сложно. К тому же, среди стран- производителей оборудования тоже присутствует конкуренция. Закрывая лимиты, они снизят свою конкурентоспособность: будем покупать у тех, кто кредитует. Не дадут страховое покрытие немцы, купим у китайцев, не дадут японцы, купим у итальянцев. Так что сокращение этих страновых лимитов менее вероятно, особенно учитывая безупречную кредитную историю белорусских заемщиков», — отмечает эксперт.

«Здесь показателен пример Германии, — продолжил он, — экспортное страховое агентство ФРГ Euler-Hermes установило достаточно большой лимит страхового покрытия на Беларусь, и нам легче организовать долгосрочное финансирование клиентов на приобретение оборудования именно из этой страны, о чем мы клиентам и сообщаем, а они принимают во внимание этот факт при проведении тендера среди поставщиков. Здесь есть о чем задуматься и другим странам».

Кроме того, С.Муханов отметил еще одну особенность при установлении лимитов — определенную инерционность в анализе. «Анализируют в первую очередь макроэкономические показатели, а не отдельные новости. Скоро выйдут свежие данные за ключевой с точки зрения финансового кризиса 2009 год, а данные Беларуси лучше, чем у соседей и даже многих европейских стран. Поэтому, ситуация в нефтегазовой сфере, конечно, важна, но основное влияние на размер лимитов она окажет уже по факту, когда станет ясно, как именно эти изменения повлияли на экономику Беларуси, то есть при пересмотре лимитов на 2011 год», — подчеркнул он.

Рассуждая о том, как скажется на экономике Беларуси потенциальное введение стопроцентной пошлины на импортируемую нефть, С.Муханов отметил, что доходы бюджета, формировавшиеся во многом за счет поступлений от предприятий нефтепереработки, несколько снизятся. «А так как механизмов, позволяющих в полном объеме компенсировать это снижение, пока нет, то можно прогнозировать либо некоторое снижение расходов бюджета, либо увеличение госдолга. Уровень внешнего долга Беларуси пока находится на очень комфортном уровне, особенно по сравнению с другими странами Восточной Европы», — сказал собеседник.

Он отметил, что также изменится и структура бюджета. «Если раньше многие проекты по техперевооружению осуществлялись за счет средств бюджета /прежде всего, в энергетической отрасли/, то теперь любое приобретение иностранного оборудования компаниями государственной формы собственности санкционируется только за счет иностранных кредитных ресурсов. В целом, политику на массированное техперевооружение я считаю правильной. Она через определенный период времени позволит стране быть более конкурентоспособной на внешних рынках и снизить зависимость от тех внешних факторов, которые мы наблюдаем сейчас. Существующий уровень долга, как я уже отмечал, позволяет его обеспечивать, а кредитная история белорусских заемщиков хорошая, поэтому страновые лимиты на долгосрочное кредитование сокращаться не должны», — подчеркнул С.Муханов.

«Что касается самих белорусских нефтеперерабатывающих заводов, которые непосредственно находятся в эпицентре событий, то им, конечно же, в связи с увеличением импортных пошлин потребуются дополнительные ресурсы в оборотную деятельность. Зависимость от банковских кредитов увеличится, особенно с учетом того, что большую часть собственной прибыли предприятия в настоящее время направляют на программу модернизации и технического перевооружения. Кредитные линии на закупку нефти у предприятий есть, и, по всей видимости, банки их закрывать не планируют. В частности, банки, входящие в Альфа- Групп, не планируют сокращать объемы кредитования белорусских нефтеперерабатывающих заводов».

TUT.BY