ЭРА БИОТОПЛИВА НЕ СОСТОЯЛАСЬ

Похоже, в Евросоюзе излишне поторопились, заявляя о широкомасштабном производстве биотоплива. Согласно директиве Европарламента N 2003/30/ЕИ, к концу 2010 года доля этого альтернативного вида горючего для транспорта в странах ЕС должна была составить 5,75% от общего объема потребления жидкого топлива. Позже, когда столкнулись с изменившимся раскладом на рынке продукции растениеводства, эту цифру сократили до 4,2%. А в кризисном 2009- м и вовсе убрали из новой директивы.

В прошлом году апологеты альтернативных источников энергии заметно поостыли даже в самой биотопливной стране Европы: к началу года в Германии производители биодизеля банкротились один за другим. В Берлине к началу года, например, насчитывалось около 50 заводов, способных производить 4,5 млн тонн биодизеля ежегодно. А к концу года работало только 7, да и те не на полную мощность. С началом кризиса немецкое правительство стало сворачивать программы господдержки таких производителей, потребители перешли на подешевевший нефтепродукт, а бизнесмены разуверились в будущем отрасли и продали часть установок в США.

Долгое время почитатели биотоплива ориентировались на прогнозы, что его производство станет выгодным, если цена на нефть поднимется до отметки свыше 150 долларов за баррель. Но так дорого она стоила лишь однажды, да и то очень короткое время — в июле 2008-го. Сейчас стоимость барреля «вертится» на отметке 60 долларов, а почти год была значительно меньше.

Специалисты акцентируют внимание на том, что вопрос энергобезопасности государств, зависящих от нефтяного импорта, биотопливо тоже не решает. Посевных площадей в Европе не хватает, поэтому страны ЕС могут обеспечить себя рапсом в лучшем случае на 20%.

Сомнительной оказалась и экологическая польза. За последние год-полтора появилось несколько научных исследований о вреде биотоплива для окружающей среды. В частности, при его производстве и применении в атмосферу выбрасывается большое количество оксидов азота, поскольку при выращивании сырья используются азотные удобрения.

Более того, по расчетам экспертов ООН, из-за увеличения площадей под культуры для производства биотоплива могут резко подскочить цены на землю и, как следствие, на продовольствие. Это также может стать причиной недостатка питьевой воды в некоторых странах.

Аналитики организации экономического сотрудничества и развития высказываются более жестко. Еще в 2008 году они выдали заключение: «Политика субсидирования производителей биотоплива не замедляет, а ускоряет процесс загрязнения окружающей среды, дестабилизирует рынок горючего и приводит к стремительному удорожанию сельскохозяйственной продукции».

Исследования также показывают, что биодизель вредит двигателю: он быстрее, чем нефтепродукты, приводит к коррозии металла и износу резины, а также требует частой замены масла. А использовать в обычных двигателях бензин с примесью спирта более 10% производители вообще не рекомендуют. Иначе нужно выпускать специальные двигатели под это горючее, а автомобилистам — вкладывать деньги в их переоборудование. На это просто никто не пойдет. Единственная страна, в которой выпускаются «спиртовые» двигатели, — Бразилия. Этинол там в больших объемах производят из отходов сахарного тростника.

Наконец, при всех колоссальных финансовых вложениях и жертвах биотопливо так называемого первого поколения — из продовольственных культур — может заменить лишь мизерную часть мирового потребления энергоносителей. Специалисты киевского Института экономических исследований и политических консультаций подсчитали: «Даже если весь объем растительного масла в мире превратить в биодизель, это позволит заменить примерно 11-13% мирового потребления нефти. При этом ничего не останется на продовольственные потребности и корма». Вывод: воздействие биотоплива на мировой рынок нефти незначительное, а вот влияние на рынок зерновых и масличных культур — крайне негативное.

Ученые считают, что в данной ситуации проблему отчасти может решить топливо второго поколения. Оно производится не из рапса и сахара, а любой биомассы (древесина, солома, бытовые отходы и проч.) через ее газификацию и сжижение синтез-газа. На языке профессионалов — по технологии BTL. Производство такого биотоплива наименее энергозатратно. Кроме того, эта технология позволяет получить горючее более высокого качества, а сырьем служат отходы, а не продовольствие.

Европейские компании, кстати, в их числе и крупнейшие нефтяные, уже несколько лет вкладывают солидные деньги в научные исследования и разработки BTL. Один из лидеров экспериментальных разработок — немецкая компания Choren еще в конце 2007 года собиралась запустить первую коммерческую установку по производству топлива из биомассы. Считалось, что благодаря этому можно будет покрыть потребность в горючем 15-20 тыс. легковых автомобилей. Однако до сих пор топливо по технологии BTL в промышленных объемах не производится. А известная нефтяная компания Shell, владевшая солидным пакетом акций Choren, недавно их продала. Ученые полагают, что разработка нового источника альтернативной энергии может быть поставлена на коммерческую основу лишь через несколько лет, а его повсеместное использование начнется не ранее 2020 года. Если вообще начнется.

Газификация биомассы при нынешних технологиях — процесс очень дорогой. Себестоимость биотоплива второго поколения значительно выше, чем первого, которое сегодня и так обходится куда как дороже нефтяного горючего. Европейцы продолжают инвестировать развитие BTL в надежде на рост стоимости нефти. Однако цена на углеводороды пока далека от рекордных значений, а потому будущее биотоплива скрывается в тумане.

А что же Украина, тоже в свое время загоревшаяся идеей производства биотоплива? Мол, мы же европейцы! Негоже пасти задних на пути прогресса! С 2000 года Верховная Рада и Кабинет Министров Украины приняли более десяти разных актов на биотопливную тему. Равняясь на Евросоюз, правительство в утвержденной в 2006 году программе развития производства биодизеля запланировало, что к 2010 году в стране появится аж 20 заводов совокупной мощностью 623 тыс. тонн биотоплива в год. Понятное дело, что к назначенному сроку не появилось ни одного. Нет, конечно, что-то было сделано. Так, по разным оценкам, в стране запущено в эксплуатацию около 30 установок разной мощности по производству биодизеля из рапса, подсолнечника, сои и даже отходов мясокомбинатов. Но все это чистой воды самодеятельность. Все установки кустарные или полукустарные, а производят они 50 тыс. тонн продуктов в год. Годовая же потребность в дизтопливе только сельского хозяйства — 1,5 млн тонн. Цифры просто несопоставимые. При этом качество отечественного биодизеля не выдерживает никакой критики. С биоэтанолом еще хуже. Сегодня в стране топливный спирт вообще не производится: нет на него заказов. Топливо на основе биоэтанола, говорят специалисты, у нас почти не продается. А на западных рынках наш технический спирт считается низкокачественным. Там он и даром никому не нужен, только технику гробить.

И о сырье. В Украине в прошлом году собрали 3 млн тонн рапса. На экспорт отправили 90% урожая, остальное переработали на масло, которое большей частью тоже экспортировали. В Европе наш рапс покупают по 350 долларов за тонну. Если заставить аграриев продавать рапс только внутри страны, то есть по дешевке, то они просто перестанут его выращивать. Себестоимость выращивания рапса у нас вдвое выше, чем в Европе, из-за очень низкой урожайности. В Украине она в среднем составляет 12 ц/га, а в той же Германии — 25-30 ц/га. Из тонны рапса примерно получается 270 кг биодизеля. По подсчетам экономистов, литр отечественного биодизеля стоил бы более 10 грн. Нефтяная солярка обходится сегодня порядка 6 грн/литр.

Н. СИРЯК

Крымские известия