Автономии предложили делать детали для ветроэлектростанций

Число желающих оседлать крымский ветер в последние несколько лет неумолимо увеличивается. Сейчас в автономии в различных стадиях реализации находятся более десятка проектов стоимостью $7,3 млрд. Реализуют их украинские и иностранные инвесторы, хотя и те и другие одинаково отдают предпочтение заграничной технике. А между тем одно из условий реализации таких проектов предусматривает, что 30% оборудования ВЭС на начальном этапе и 50% с 2012 года должно производиться на территории Крыма или Украины.

Буквально в последние дни 2009 года крымское правительство встречало очередную группу иностранных инвесторов, на этот раз из Греции, пожелавших построить в Крыму современный ветропарк. А уже в первых числах 2010 года пресс-служба Совмина сообщила, что совместная рабочая группа греческих и крымских специалистов по ветроэнергетике, созданная в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве между Совмином и греческой компанией Preneson S. A., провела обследование территорий и предварительную оценку ветрового потенциала в Первомайском, Раздольненском, Красноперекопском и Ленинском районах. Греки убедились, что эти места обладают хорошим ветровым потенциалом и являются перспективными для реализации крупномасштабного проекта строительства ветропарка мощностью 1000 МВт.

Таким образом, количество потенциальных ВЭС в Крыму увеличилось еще на один проект. Кроме греческого, сейчас на полуострове в разных стадиях реализации их с десяток: есть те, которые на слуху у общественности, и те, которые успели подзабыть (слишком небыстрое это дело — строить в Украине ветростанции). По словам первого вице-премьера правительства Крыма Азиза Абдуллаева, ближе всего к этапу перерезывания красной ленточки проект ООО «ЕвроУкрВинд», которое с середины 2010 года собирается завозить оборудование на площадки будущей ВЭС. Кроме этого, подготовка к началу строительных работ ведет ООО «Нова-Эко», которое намерено вложить $1,13 млрд. в создание ВЭС мощностью 300 МВт, а срок реализации проекта — 2012 год. Готова документация и в нынешнем году начнется реализация первого этапа строительства «Западнокрымской ВЭС» мощностью 250 МВт в Черноморском районе, который воплотит до 2013 года одноименная компания (стоимость проекта $518 млн.). Из вошедших в стадию финансирования чиновники называют два проекта ООО «Конкорд Групп»: строительство «Казантипской ВЭС» мощностью 100 МВт, которая должна заработать к 2012 году (стоимость проекта $199,5 млн.), и к 2011 году «Сивашской ВЭС» мощностью 350 МВт (стоимостью $684 млн.). Кроме этого, начаты работы по ветроизмерению и подготовительный этап оформления земли для проектов ООО НПО «ПланЭко» строительства «Красноперекопской ВЭС», завершить работы на которой планируется до 2015 года (стоимость $375 млн.), а также «Джанкойской ВЭС» мощностью 200 МВт (стоимость $375 млн.).

Подготовкой технико-экономического обоснования проектов занято ООО «Крым- Эол», собирающееся построить на полуострове сразу 4 ВЭС: «Солнечная долина» в Судаке (мощностью 100 МВт и стоимостью $225 млн.), «Бахчисарайская ВЭС» (200 МВт и $405 млн.), «Тургеневская ВЭС» (200 МВт и $405 млн.) и «Холмогорская ВЭС (200 МВт и $405 млн.). Четыре площадки зарезервировал под строительство ВЭС Beten ingenierie — французский инвестор, который уже во второй половине 2010 года намерен приступить к реализации проекта. И это, по всей видимости, только начало большого бизнеса — делать деньги из ветра, ведь ветропотенциал Крыма достигает 3400 МВт.

«В связи с этим очень важную роль приобретает участие предприятий республики, которые, используя производственную базу, могут изготавливать ветрооборудование», — говорит Азиз Абдуллаев. Тем более что законодательную почву для этого в Киеве подготовили — постановление Кабмина от 2 февраля 2009 года «О реализации инвестиционных проектов строительства ветроэлектростанций в Крыму и Николаевской области» поручило НКАУ, Минпромполитики, Минтопэнерго и НАЭР разработать механизм поддержки отечественных предприятий для организации производства на их мощностях современных ВЭУ.

Более того, закон о зеленом тарифе, который наконец появился у отрасли, предполагает, что электроэнергия будет закупаться у ВЭС по цене 11,8 евроцента за 1 кВт/ч только при условии, что не менее 30% удельного веса материалов, основных фондов, работ и услуг в проекте будет украинского происхождения. Так что дело за малым — организовать выполнение этих условий.

На первый взгляд, это не составит особого труда, потому что налицо совпадение интересов: последние мировые тенденции показывают, что компании- изготовители ветроагрегатов сами предпочитают размещать заказы на производство особо крупных узлов (башен, лопастей, главных рам и др.) непосредственно в районе строительства станции или максимально близко к нему. Это позволяет снизить стоимость оборудования примерно на 20%. По идее, новые заказы должны быть интересны и крымским предприятиям, которые переживают не лучшие времена, а тут предложения многомиллионных заработков: один агрегат стоит 1 — 1,5 млн. евро, а таких нужно изготовить не один десяток, часть оборудования для которых будут делать крымские производственники. В Минпромполитики Крыма даже не исключают вариант создания кооперации производителей в части поставки металла, отдельных деталей, материалов, причем как в Крыму, так и в других областях Украины.

Кстати, первый заказ уже поступил — еще в прошлом году компания «ЕвроУкрВинд» направила крымским предприятиям свои предложения об участии в производстве ветрооборудования для «Западнокрымской ВЭС». Наиболее подготовленными, с точки зрения заказчика, оказались завод «Залив» в Керчи и Одесское предприятие. Кроме этого, по словам Азиза Абдуллаева, инвесторы проявляют интерес к судоремонтному заводу в Севастополе, заводу «Море» в Феодосии и Николаевскому предприятию. Хотя есть в Крыму и другие производители, вполне способные разместить на своих мощностях такое производство. Сейчас у них еще есть шанс наладить долгосрочные деловые отношения с западными производителями ветроагрегатов, пока строящийся в Севастополе специализированный завод по производству башен к ВЭУ не введен в эксплуатацию.

“Первая крымская”